Геха – наиб имама Шамиля
из селения Гуни

Геха – наиб имама Шамиляиз селения Гуни

О Гехе – наибе имама Шамиля из села Гуни Веденского района – сравнительно мало упоминаний в отечественной историографии.
Поэтому мы попытаемся восполнить этот пробел с помощью рассказов его соплеменников, которые передаются из поколения в поколение. То, что о нем помнят до сих пор, уже говорит о том, что личность эта была весьма неординарной и оставила некоторый отпечаток в истории нашего народа.
Так вот, по рассказам 90-летнего жителя с. Гуни Веденского района Бугаева Даков-Хаджи и уроженца с. Хаджи-Эвла того же района Пайзулаева Магомеда (60 лет), Геха родился приблизительно в 1820 году в селе Гуни.
С раннего детства он отличался от сверстников живостью ума, сообразительностью и отвагой. Также с малых лет Геха освоил нормы горского этикета и морали, определяющим стержнем которых являются честь, достоинство и мужество. Лишиться их означало для горца потерять больше, чем жизнь.
Геха рано теряет отца – Гуммалта. Однако родной дядя Абдулла заменяет мальчику отца и воспитывает его вместе со своими детьми. Большой заслугой Абдуллы можно считать устройство мальчика на учебу в медресе и привитие ему сильных религиозных чувств. Здесь необходимо отметить еще и тот факт, что родной дедушка Гехы Гирма-Хаджи был известным богословом в Чечне.
За семь лет, проведенных в Мекке, совершая ежегодно Хадж, ему удалось выучить язык и приобщиться к культуре арабов. Известно, что именно в этот период Гирма-Хаджи знакомится с предками Кунта-Хаджи (Дала къайле тойойла цуьнан), проживавшими в Мекке. Особенно крепнет дружба Гирмы-Хаджи с дедом Киши-Хаджи Амой, который впоследствии высказал своему другу желание переехать со своей семьей в наш край.
Именно эта дружба послужила залогом переселения предков Киши-Хаджи во главе с Амой в Чечню. По пути в Чечню семья Амы поселилась временно в селе Гумха, что в Дагестане.
Вскоре он со своим сыном Шовхалом продолжил путь и остановился уже в чеченском селе Гордали.
Буквально недавно среди многочисленных могильных холмов – безмолвных памятников истории – старинного селения Гордали, что в Ножай-Юртовском районе, были обнаружены могилы Амы и Шовхала (сына Амы). Это является лишним доказательством того, что предки Кунта-Хаджи действительно какое-то время проживали в этой местности.
Позже из Гордали они переезжают в с. Мелча-хи Гудермесского района, оттуда – в Илсхан-Юрт того же района, а оттуда через некоторое время во главе с Киши-Хаджи переселяются в село Гуни, где на окраине родового села Гуной основывает новое село, названное в честь Кунта-Хаджи – Хьаьжин-Эвла.
Нельзя обойти вниманием и тот факт, что сын Гирмы-Хаджи Абдулла (тот самый, который взял на попечение Геху после смерти отца – авт.) имел высокий авторитет среди сельчан и еще при жизни прослыл праведником. До наших дней дошла история о том, как имам Шамиль, прослышав о таких качествах Абдуллы, как принципиальность и справедливость, привлек его в процесс определения территориальных границ между Чечней и Дагестаном.
Надо полагать, что Абдулла должен был обладать недюжинной отвагой, поскольку мало кто осмеливался в то время высказывать свою принципиальную точку зрения в этом вопросе, без опаски вызвать недовольство со стороны грозного Шамиля.
(Эту историю рассказывал правнук самого Абдуллы, уроженец с. Марзой-Мохк Саид-Альви, который умер в 1978г. в возрасте 86 лет – авт.).
Шамиль по достоинству оценил Абдуллу и предложил ему или одному из его сыновей занять должность наиба. На данное предложение Абдулла ответил, что в силу своего возраста ему трудно будет справляться со столь ответственной должностью, а лучшей кандидатурой явился бы его племянник, сын Гуммалта, который отличается отвагой, знанием военного дела и религиозных основ, нежели его собственный сын.
Такой поворот вполне удовлетворил Шамиля, который в 1840-х годах щедро одаривает своего нового наиба Геху землями вблизи чеченского селения Ведено.
«Чеченцы в Русско-Кавказской войне» (изд. «Седа», Грозный – 1998 г., стр. 212) Далхан Хожаев и Гапаев Абдулла утверждают, что Ахмад Автуринский и Геха Гунинский в 1847-1848 гг. вместе вели боевые действия против царских войск (там же стр. 257).
В 1859 году пленением Шамиля завершается кровопролитная 25-летняя Кавказская война. В селении Ведено, также как и по всей Чечне, устанавливается царская администрация. Ее представители, учитывая огромный авторитет, которым пользовался Геха среди соплеменников, предлагает ему сотрудничество. Посоветовавшись с односельчанами, Геха принимает предложение и становится представителем царской власти в Ведено (там же с. 212).
Этот период времени известен бурной религиозной деятельностью выдающегося представителя мусульманской уммы эвлия Кунта-Хаджи, который с 1847 года широко пропагандирует ислам среди ингушей, а также внедренный им религиозный обряд «зикр» находит многочисленных поклонников среди чеченцев. В это время Кунта-Хаджи уже поселился в с. Гуни, распространяя исключительную благость своего учения на жителей данного села и других окрестностей Чечни.
Житель с. Гуни Анзор, являющийся потомком Гехы, рассказывает, что в один прекрасный день стоявший около своего дома в с. Хаджи-Эвла со своим близким другом Каримом Кунта-Хаджи увидел возвращавшегося с работы Геху. Эвлия спросил у Гехи о том, какие настроения царят среди представителей веденской власти, на что тот ответил, что власти живо интересуются им. Спрашивали о том, правда ли, что Кунта-Хаджи ведет антиправительственную пропаганду среди населения. Я им ответил, что Кунта-Хаджи является выходцем из простого народа, никогда и никому не причинял вреда, всегда призывает людей к добру и является ярым сторонником мира. По требованию властей я подписался под этими словами. Учитывая тот факт, что царская власть была озабочена растущим влиянием святого, усматривая в объединении суфиев возможный очаг сопротивления, Геха проявил в данной ситуации качества личного мужества.
Старики говаривали, что, узнав об этом, Кунта-Хаджи сказал ему: «Геха, несмотря на сложные времена, ты нашел мужество стать посредником между мной и властями, я же, в свою очередь, обещаю быть твоим заступником перед Всевышним» («Назманаш» Грозный, 2003 г., стр. 169, сост. Имран Джанаралиев).
Необходимо отметить, что Геха, несмотря на свой высокий статус, всегда был и оставался предельно почтительным по отношению к своим односельчанам, да и вообще к людям в целом, проявлял к ним уважение и сострадание.
Он и погиб трагически, оказывая помощь посторонним людям в вызволении застрявшей в грязи лошади, получив внезапный удар.
Случилось это в 1862 году.
По рассказам местных стариков, во время похорон Гехы сельчане во главе с Дебич-муллой, присланного Кунта-Хаджой имамом в с. Гуни из Элистанжи, совершали так называемый маха (70 тыс. зикр во имя Всевышнего – авт.) на кладбище. Хотя сельчане и помнили об обещании, данном когда-то Гехе самим Кунта-Хаджой, тем не менее, каково же было их удивление, когда внезапно на похоронах появился сам Эвлия, который собственноручно предал тело Гехы земле и, проводя рукой по свежей могильной насыпи, обещал снислать благодать на его потомков до четвертого колена (по некоторым данным, на всех последующих потомков – авт.).
Так закончил свой короткий, но достойный земной путь наиб имама Шамиля Геха, память о котором бережно хранят гуноевцы.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что и его потомки достойны своего именитого сородича.
Мовсур ИБРАГИМОВ,
доктор исторических наук,
профессор