Горские общества Дагестана и Чечни в XVIII — первой половине XIX в

Горские общества Дагестана и Чечни в XVIII — первой половине XIX в

В XVIII – первой половине XIX в. в дагестане, как и ранее, существовали две государственно-политические структуры: феодальные владения и союзы сельских общин или общества. Последние занимали территории Среднего, Горного, Южного и высокогорного Дагестана, где проживали аварцы, даргинцы, лезгины, табасаранцы, агулы, рутулы и цахуры. Ряд из них, в частности, аварские и аваро-андо-цезские горские общества, граничили с чеченцами. Ближайшими соседями чеченцев являлись салатавцы, гумбетовцы, андийцы, ботлихцы, хваршины, годоберинцы, чамалалы. Все эти народности граничили с другими горскими обществами Аварии, а последние – с другими народами Дагестана – даргинцами, лакцами, кумыками. Получилась как бы цепочка, в которой практически были связаны все горские общества. Перечисленные народы и их общества ныне находятся и живут в своих селах в Казбековском, Гумбетовском, Ботлихском и Цумадинском районах. В прошлом они тесно были связаны с их ближайшими соседями-чеченцами. Эти взаимоотношения развивались в различных сферах – социально-бытовых, экономических, политических, культурных. Причем они складывались веками и их возникновение относится к древности. Истоки политических, торгово-экономических и культурных взаимоотношений народов Северо-Восточного Кавказа, уходя в глубь веков, «были обусловлены рядом исторических, естественно-географических, этнических и других факторов. Передаваясь из поколения в поколение, эти отношения расширялись и укреплялись как в периоды мирной жизни, так и в борьбе за независимость и свободу. Историко-культурная общность народов, генетическое единство основных и общественных институтов, а также позднейшие формы бытового уклада, единство основных этапов исторического процесса, общность экономических интересов и предопределили развитие разносторонних взаимообусловленных и жизненно необходимых связей между народами региона среди которых ведущее место занимали вайнахи, как наиболее лизкие к народам горские обществ Дагестана.
В XVIII – первой половине XIX в. Эти связи получили дальнейшее развитие и являлось неотъемлемой частью горских обществ Дагестана и Чечни. На самом деле горские народы Дагестана и чеченцы были близкими между собой, что было обусловлено близостью или идентичностью природно-географических и климатических условий, близостью проживания, и, конечно, схожих культурно-бытовых условий. Это, прежде всего, и привело к возникновению всесторонних контактов и взаимовыгодному сотрудничеству в историческом прошлом. Добрососедские отношения, существовавшие между горскими обществами Дагестана и чеченцами, имели и экономическую основу. У народов горских обществ Дагестана и чеченцами было много общего в материальной и духовной культуре. У дагестанских горцев и вайнахским народом самым тесным образом переплетались и исторические судьбы. Как отмечал проф. В.Г. Гаджиев: «Схожие условия жизни, общность и исторических судеб, вековые экономически и культурные связи, материальное и духовное взаимовлияние, взаимообогащение, поддержка и взаимовыручка порождали идею общности происхождения народов Кавказа». О родстве дагестанских горцев и чеченцев говорит многое. «дагестанские горцы и чеченцы- пишет проф. М.Р. Гасанов, — является не только ближайшими соседями, но и родственными народами, о чем свидетельствуют языковые, антропологические, археологические и другие материалы»
Как между горными общества не существовали резко очертанных границ, точно также не было этнических границ между дагестанскими горскими обществами и горскими обществами Чечни. Соседние народы Дагестана и Чечни с древнейших времен жили в тесном единстве, что являлось основной образования совместных поселений и смешени. Пограничного населения Дагестана и Чечни, что наблюдается не только на Кумыкском плоскости, но и на территории горного Дагестана и Чечни. В частности, о совместном проживании можно говорить аварцев и чеченцев. Известно, что в аварском селении Ансалта нынешнего Ботлихского района Дагестана проживали аварцы и чеченцы. Согласно существующему мнению, это селение основано двумя братьями чеченцами. – Гусейном и Царком, которые регулярно ездили за солью в аварский аул Конхидатль. Путь проходил по тем местам, где ныне находится аул Ансалта». Известно также, что в аварских селениях (кроме указанного выше селения Ансалта), таких, как Дылым, Ичичали, Цилитль, Ингиши и др., проживали чеченцы. Как пишет Ч.М. Гашимов, «немалое число аварского населения проживало в восточных районах Чечни». Из 62 обследованных Н.Г. Волковой чеченских селений в 58 зафиксированы потомки дагестанских переселенцев.
Профессор Ш.Б. Ахмадов пишет, что представители Дагестана проживали в таких чеченских селениях, как Цечой, Дарго, Макажой, Белгатой, Зандак, Шуани, Химой, Ишхой-аул, Урус-Мартан, по реке Шаро-Аргун, и т.д. Значительное число горцев Дагестана и Чечни совместно проживали вокруг русских городов-крепостей, образовавшихся на Северном Кавказе. Особенно большое количество горцев обосновалось в заложенных ими слободах вокруг крепости Терский городок, построенный в устье Терека в 1588 г. Он отмечает также, что много дагестанцев, чеченцев и ингушей совместно проживало с терскосунженским казачеством. Объяснение наличия большого количества поселений, где совместно проживали дагестанские горцы и чеченцы, Ш.Б. Ахмадов видит, прежде всего, в социальных и экономических причинах, а также в длительных традициях исторических связей этих соседних братских народов.

В соседних с Дагестаном районах Чечни возникли целые фамилии дагестанского происхождения. Так, в пограничных районах Аварии и Чечни проживали тукхумы Чухгурулал и Блитал, имеющие общие корни среди аварцев и чеченцев. Родоначальникми чеченских фамилий Шавхаловых, Айдемировых и др. были горцы Дагестана. Один из первых исследователей, занимающихся изучение взаимоотношений дагестанских народов с народами Северного Кавказа, Ч.М. Гашимов пишет, что фамилии дагестанского происхождения, встречающиеся в соседних с Дагестаном районах Чечни, «в свою очередь, являющиеся ныне дагестанскими фамилиями – Гусейнилал и Циркилал, Васаидовы, Тутушевы, Баташевы и др., некогда были чеченскими». Первые три фамилии, как видно из их названий, конечно же, были аварскими.
Хорошие, добрососедские отношения горцев Дагестана и чеченцев имели прочную экономическую основу. Именно экономические связи, торговля способствовали не только возникновению добрых, дружественных отношений между горными обществами Дагестана и чеченцами, но и их дальнейшему развитию, укреплению и расширению. Особенно наглядно это проявлялось в отношениях между пограничными обществами, непосредственными соседями. Через них торгово-экономические связи дагестанских горцев и чеченцев распространялись и осуществлялись и на другие общества регионов. Как известно, и дагестанские горцы, и чеченцы были связаны с дагестанскими торговыми центрами, как Тарки, Эндерей, а также другими торговыми центрами Северного Кавказа, как Татартуп, Терский городок, а с XVIII в. – с Аксаем, Брагуны, крепостью Святого креста, Кизляром, Моздоком и т.д. В этих центрах торговли горцы Дагестана и чеченцы также производили свои торговые операции между собой, что еще больше сближало их и приводило к еще большему укреплению их взаимоотношений.
Выше было отмечено, что особенно близкие отношения сложились издревле между пограничными, посредственными соседями горских обществ Дагестана и Чечни. В этом плане особое место занимало Андийское общество, непосредственно граничившее с землями Беноя, Дарго, Ведено и Харачоя. Все андийские селения во главе с самим Анди имели с чеченцами регулярные торговые связи. Как известно, в Анди, как одном из крупных сел горного Дагестана, еженедельно собирался базар. Анди выступал как один из крупных торговых центров не только Андийского общества, но и горного Дагестана в целом. Анди вообще, сказано в источнике, как «самое значительное и торговое место» в горах, играло важную роль в торговле горных обществ в целом. Торгуя в разных местах, андийцы за свой основной товар — бурки, получали взамен красный товар» — железо, оружие, соль, кукурузу», которые не только использовались для своих нужд, но и продавались на андийском базаре.
Магомед Алиев, доктор исторических наук, профессор.