Вклад профессора В.Х. Акаева в развитие философских и социологических исследований

Вклад профессора В.Х. Акаева в развитие философских и социологических исследований

Акаев Вахит Хумидович – известный учёный и педагог, ведущий специалист по суфизму на Северном Кавказе, внесший существенный вклад в изучение и развитие философских и социологических исследований, истории ислама народов региона.
С самого начала жизненный путь уважаемого коллеги был труден и тернист. Его научные достижения были не только результатом упорной творческой работы, но и победой над неблагоприятными жизненными обстоятельствами, связанными с трагическими страницами истории Чечни, Северного Кавказа и всей России.
В.Х. Акаев родился в депортации в г. Ленгер Южно-Казахстанской области Казахской ССР. Вернувшись на историческую родину, окончил среднюю школу. В 1973 г. поступил на физикоматематический факультет Чечено-Ингушского государственного университета (ЧИГУ). Активно участвовал в научно-исследовательской работе, принимал участие в студенческих конференциях, семинарах. Окончив ЧИГУ с хорошими показателями, стал работать учителем математики в Памятоевской средней школе Советского района ЧИАССР. Работал с полной отдачей сил, пользовался авторитетом среди коллег и учеников. Организаторские способности и талант педагога позволили ему стать директором Хал-Келоевской средней школы.
В 1977 г. поступает в аспирантуру кафедры философии Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. В 1981 г. защищает кандидатскую диссертацию по важнейшей проблеме материалистической диалектики, теории познания «Единичное, особенное и общее в понимании истины». Напряжённая деятельность в аспирантуре по усвоению классического философского наследия, исследованию поставленной проблемы позволили ему расширить мировоззренческий кругозор, глубоко осознать и подтвердить известный вывод классика: «Истина есть процесс. От субъективной идеи человек идёт к объективной истине через «практику» (и технику)» [1]. Тема истины остается центральной и в его дальнейших научных разработках. Прежде всего, это отражается в таких его научных публикациях, как: «Единство абстрактного и конкретного в понимании истины» (1984 г.), «Многолика ли истина?» (1991 г.), «Ограниченность классической концепции истины и возможные пути её развития» (1993 г.) и т. д.
В 80-е гг. ХХ столетия в Чечено-Ингушской АССР было очень мало дипломированных учёных-философов. Как отмечает В.Х. Акаев, чтобы стать профессионалом своего дела, ему приходилось непрерывно читать и изучать новую научную литературу, осмысливать сложные, противоречивые социально-политические, духовно-культурные процессы, происходившие в обществе. Итоги многих своих размышлений он публиковал в республиканской прессе, научных журналах, которые читатели воспринимали с интересом [2].
19 июня 1991 г. Постановлением Совета Министров ЧИАССР В. Акаев был назначен директором Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, филологии и социологии. Находясь на должности руководителя НИИ, он вынужден был переключиться на исследование региональных историко-культурных и этнополитических процессов, выявление мировоззренческих и духовных особенностей чеченцев и других народов Северного Кавказа, которые активизировались в годы перестройки. Это позволило ему сформировать своё видение сложных, часто противоречивых высказываний, которые он излагал в своих многочисленных научных и научно-популярных публикациях.
В кризисный постсоветский период для Чечни, осознавая необходимость подготовки научных кадров для республики, он направляет в различные исследовательские центры г. Москвы 18 молодых сотрудников НИИ на стажировки, аспирантуры и докторантуру. Многие из них стали кандидатами наук, вернулись на родину и ныне успешно работают в вузах и научных учреждениях Чеченской Республики. В.Х. Акаев осуществляет не только целенаправленную деятельность по подготовке научных кадров по философии, политологии и культурологии, но и проводит целенаправленные исследования духовно-нравственного наследия чеченского народа и других народов Северного Кавказа.
НИИ, созданный в конце 20-х г. XX в. лучшими представителями советской чеченской интеллигенции, в период дудаевского режима был обвинён в оппозиции к действующей власти. Будучи в должности директора, он не участвовал в политических митингах оппозиции, также не одобрял «революционные» методы действующей власти. Его воззрения на самостоятельность мышления явились причиной того, что возглавляемый им научное учреждение было расформировано. Даже в бытность советской власти чиновники не решались приостанавливать работу НИИ, хотя некоторые сотрудники ещё в 30-е гг. ХХ в. публиковали статьи, не соответствующие идеологии коммунистической партии и советского государства. После ликвидации института сотрудники, проработавшие десятки лет, лишились в одночасье работы, зарплаты, будущего в научной среде. Многие молодые учёные, не видя перспективы, переквалифицировались в другие профессии.
С начала 1990-х гг. в научном творчестве В.Х. Акаева происходит поворот к изучению темы «Ислам в культурно-историческом процессе», в печати появляются разработки по философии ислама – суфизму.


В 1994 г. он публикует монографию «Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение», посвященную религиозной деятельности, нравственным воззрениям чеченского суфия Кунта-Хаджи Кишиева, основателя зикризма (кавказского варианта суфийского учения – кадирийского тариката). В ней прослеживаются социальные, военнополитические, духовные предпосылки зарождения зикризма, его изменения, трансформация и связь с тарикатом накшбандийа. Выявляется роль суфизма в современной духовной и политической жизни Чечни. В исследовании широко использованы ранее неизвестные архивные документы, арабский текст суфийского трактата «Тарджамат макалати… Кунта-шейх», являющийся сводом религиозно-нравственных высказываний шейха Кунта-Хаджи.
Адресованная учёным, преподавателям и студентам, широкому кругу читателей, интересующимся вопросами исторического прошлого чеченского народа, книга явилась новым словом в осмыслении идеологии суфизма на Северном Кавказе [3].
В статье «Чеченский суфий Бамат-ГирейХаджи: жизнь и духовный путь» освещены более подробно неизвестные страницы жизни и религиозной деятельности одного из ярких духовных лидеров чеченцев. Чеченский суфий Бамат-ГирейХаджи Митаев – основатель одного из зикристких вирдов Чечни, последователь Кунта-Хаджи Кишиева. Предложен историко-биографический очерк жизни и деятельности шейха Бамат-ГирейХаджи, оставившего заметный след в истории и духовной истории чеченского народа. Бамат-Гирея-Хаджи – один из глубоко почитаемых в народе святых (авлийа), его сторонники проживают в Чечне, Дагестане и Ингушетии. В основе написания текста использованы архивные документы, народные предания, этнографические данные [4].
В монографии «Суфийская культура на Северном Кавказе: теоретические и практические аспекты» суфизм рассматривается как составная часть мусульманской культуры и характеризуется как религиозно-философская доктрина, определяется его место и роль в исламе, раскрывается практика духовно-культурной и социальнополитической деятельности суфийских братств. Раскрыты исторические и духовно-культурные аспекты проявления суфизма на Северном Кавказе, что конкретизировано в анализе региональных форм его бытования, выявлены особенности проявления тарикатов накшбандийа, кадирийа и шазилийа в Дагестане, Чечне и Ингушетии, изучены религиозно-философские идеи дагестанских, чеченских и ингушских суфиев. Им опубликованы научные статьи о Дени Арсанове на основе новых документальных данных, Сугаипе-мулле, Н.-Б.Х. Арсанукаеве, о других религиозных и общественных деятелях Чечни. Установлена социокультурная несовместимость и конфликтность традиционного ислама (прежде всего, его северокавказской суфийской формы) с нетрадиционным для региона ваххабитским или салафитским движением [5].
В работе «Исламское возрождение в Чеченской Республике» раскрыты особенности традиционного ислама в Чечне, представленного суфизмом, оказывающего влияние на духовнокультурную жизнь чеченцев. Выявлены предпосылки исламского возрождения, сопряженные с социально-экономическими, этнополитическими, духовно-культурными переменами, происходившими после распада СССР и образования идеологического вакуума. Тема исследования раскрывается через использование исторических сведений, придавших традиционному исламу новые черты, установление связи между религиозными традициями и новациями. При этом отмечается роль власти в придании динамики исламскому возрождению региона [6].
В статье «Шейх Кунта-Хаджи Кишиев в духовной культуре чеченцев: основные вехи жизни, суть учения и его современное значение» В.Х. Акаев изложил основные вехи биографии шейха Кунта-Хаджи, выдающегося духовного учителя чеченского и ингушского народов, основателя тариката кадирийа на Северном Кавказе. Обращается подробное внимание на спорные моменты, бытующие предания, сопряжённые с его религиозной деятельностью. Раскрываются основные положения его миротворческого учения, призывающего к терпению, смирению, ориентирующего на духовное, нравственногуманистическое совершенствование верующего. Подчеркивается место учения Кунта-Хаджи в духовной культуре чеченского этноса и его значение для духовно-культурного развития человека [7].
В монографии «Суфизм в контексте арабомусульманской культуры», изданной в 2020 г., рассматриваются исторические, социальные и духовно-культурные предпосылки зарождения и распространения ислама, его базовые принципы, взаимосвязь этнических и региональных компонентов, вовлечённых в его становление, что определяет общие и особенные аспекты развития арабо-мусульманской культуры. Систематизируются основные этапы развития ислама как целостного феномена. Суфизм же характеризуется как составная часть ислама, представляющая собой аскетическое, мистическое и религиознофилософское течение, устанавливается его место и роль в мусульманской культуре. Раскрываются содержательно доктринальные аспекты суфизма, особенности возникновения традиционных суфийских братств в различных регионах мусульманского мира, в том числе и на Северном Кавказе. Уделяется существенное внимание соотношению суфизма и ваххабизма, выявляется их догматическая, религиозно-политическая несовместимость, основания столкновения, определяется возможность их диалога как важнейшей формы социокультурной терапии [8].
В своих многочисленных работах В.Х. Акаев предлагает провести интеллектуальную работу, реализовав посредством объединения творческих усилий исследователей в рамках общего центра, занятого изучением соотношения традиций и новаций в современной мусульманской культуре в России. Такой центр может быть создан на Северном Кавказе, например, в Чеченской Республике, где осуществляется целенаправленная работа по формированию мировоззрения подрастающего поколения с опорой на традиционные духовнокультурные ценности народов региона, а также на патриотические установки. Этот ценный опыт может быть проанализирован и распространён на другие регионы страны в целях духовнокультурной консолидации наций и народностей в России, исповедующих ислам [9–15].
Многолетняя напряжённая научная работа В.Х. Акаева была отражена в успешной защите докторской диссертации по теме «Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры», которая состоялась в 2004 г. на факультете философии и культурологии Ростовского университета. Решение ВАК Минобрнауки РФ в 2005 г. ему была присвоена учёная степень доктора философских наук.
В его докторской диссертации значительное внимание уделено историческим и культурным предпосылкам возникновения и развития суфизма в мусульманском мире, устанавливается его место в контексте арабо-мусульманской культуры, раскрывается сущность и противоречивые взаимоотношения с ваххабизмом. Интересны его рассуждения по поводу возникновения термина «суфи», для чего приводится несколько гипотез. С нашей точки зрения, наиболее приемлемой следует считать происхождение его от греческого слова «софия» (мудрость), поскольку всеобщая концепция суфизма имеет основание, близкое к европейскому объективному (гегелевскому) идеализму, представляющему этот мир, действительность проявлением божественной сущности, познаваемой человеком – творением Божьим.
В 2013 г. ему присваивается учёное звание «профессор кафедры философии», он избран экспертом РАН, членом ЭС ВАК по теологии.
Особое внимание в исследованиях В.Х. Акаева уделяется раскрытию сущности суфизма, его месту и роли на Северном Кавказе, а также в Чечне. «Суфийский ислам, представленный у чеченцев двумя тарикатами: накшбандийа и кадирийа, распадающийся на более мелкие религиозные группы – вирдовые братства, общее количество которых достигает тридцати двух, которые придерживаются «основоположений классического ислама и вместе с тем – культа святых, шейхов и устазов» [16].
В самые трудные годы он работал в Чеченском государственном университете им. А.А. Кадырова (ЧГУ им. А.А. Кадырова). Вахит Хумидович работал профессором и заведующим кафедрой теории и практики социальной работы. На высоком научно-методическом уровне читал лекции по логике, теории и практике социальной работы, философии студентам и аспирантам. Им разработаны и изданы курсы лекций, учебные пособия, методические указания по соответствующим дисциплинам.
Учебно-методическое пособие «Антропология» предназначено для студентов, получающих специальность «Социальная работа». Необходимость антропологического знания для этой специальности обусловлена следующим: во-первых, объектами профессиональной деятельности в области социальной работы являются отдельные индивиды, семьи, группы, общности. Курс по «Антропологии» даёт теоретические и методологические возможности расширения характеристик (физических, генетических, этнических и т.п.) перечисленных объектов. Работа составлена в помощь студентам и преподавателям юридического факультета. Необходимость ее создания была обусловлена объективным фактором – отсутствием подобной учебно-методической работы по антропологии [17].
В.Х. Акаев в последние годы стал изучать проблемы религиозно-политического экстремизма и достиг значительных результатов. Им изданы три учебных пособия.
Учебно-методическое пособие «Нормативноправовые и научно-методические основы противодействия экстремизму и терроризму» предназначено студентам, обучающимся по всем направлениям, а также профессорско-преподавательскому составу. Оно состоит из 5 разделов: «Основные нормативно-правовые акты по противодействию экстремизму и терроризму», «Нормативноправовые акты Чеченской Республики», «Изучение федеральных законов и нормативно-правовых актов Чеченской Республики: комментарии, методические советы», «Учебно-методическая работа со студентами по профилактике экстремизма и терроризма», «Теоретическое осмысление экстремизма и терроризма».
В пособии предлагается проведение разнообразных форм учебно-методической работы со студентами, позволяющие повысить уровень правовой культуры, теоретической подготовки студенческой молодежи в вопросах осмысления и противодействия проявлениям экстремизма и терроризма [18].
В коллективном пособии «Религия в традиционной культуре чеченцев: миротворческие и толерантные отношения», одним из авторов которого является профессор В.Х. Акаев, раскрывается содержание понятия «традиционная культура», региональные особенности ее проявления, анализируется соотношение культуры и религии. При этом рассматривается миротворческое содержание монотеистических религий, способствующее формированию нравственногуманистических ценностей, позволяющих консолидировать людей разных вероисповеданий, культурных ориентаций. Осмысливается идея толерантности в исламе, его миротворческие ценности, определяются пути использования их учителем в образовательном процессе.
Предлагаемые материалы нацелены на повышение теоретико-методологического уровня учителей школ Чеченской Республики, преподающих дисциплины социально-гуманитарного цикла [19].
Учебное пособие «Суфизм на Северном Кавказе», написанное В.Х. Акаевым в соавторстве, предназначено студентам, изучающим курс «теологии» в исламских вузах Северного Кавказа. В нем раскрываются исторические, культурные аспекты появления и распространения суфизма в регионе. Раскрываются особенности функционирования тарикатов накшбандийа, кадирийа и шазилийа среди мусульманских народов Дагестана, Чечни и Ингушетии, их влияние на ритуальные особенности, духовную культуру и мировоззрение. Приведены краткие тексты суфийских шейхов – Абубакра ад-Дарбанди, Джамулегдина Казикумухского, Кунта-Хаджи Кишиева, Хасана Кахибского и Саида-афанди Чиркейского, переведенные с арабского на русский язык. Их изучение позволит понять суть региональных форм суфизма, раскрыть духовно-культурное, нравственное, миротворческое их содержание [20].
В.Х. Акаев руководит и консультирует научной работой аспирантов, соискателей и докторантов философского, культурологического и политического направлений. Профессиональные и дружеские связи с учёными Института Востоковедения, Института этнологии РАН, ЮФУ, ИПК ЮФУ, СКНЦ, редакциями ведущих журналов по соответствующим группам специальностей способствуют творческому союзу с ними молодых учёных вузов и научных учреждений Чеченской Республики, их интеллектуальному и научному росту. Остановимся подробнее на журналах, в которых он является членом редакционных коллегий или редакционных советов:
ВАК: «Вестник Академии наук Чеченской Республики»; «Известия Высшей школы. СевероКавказский регион. Серия общественные науки»; «Исламоведение»; «Гуманитарий Юга России»; «Гуманитарные и социально-экономические науки»; «Научная мысль Кавказа»; «Научный Альманах стран Причерноморья». Сетевое издание; «Экономические и гуманитарные исследования регионов»;
РИНЦ: «Вестник ГГНТУ «Гуманитарные и социальные наука» – заместитель главного редактора; «Вестник Дагестанского государственного университета»; «Вестник института развития образования Чеченской Республики»; «Наследие веков»; Электронный научный журнал Южного филиала Института наследия «Центральная Азия и Кавказ» (русская версия);
Scopus: «Центральная Азия и Кавказ» (английская версия).
Является членом редколлегии иностранного (польского) журнала «Nowa Politika Wschodnia».
Вахит Хумидович успешно сочетает учебно-воспитательную работу с научно-исследовательской деятельностью в учебных и научных учреждениях Северного Кавказа. Принимает участие в различных научных международных, всероссийских, региональных форумах как в России, так и за рубежом.
Под его научным руководством защищены 20 кандидатских и 5 докторских диссертаций по философии, культурологии и политологии.
Докторские:

  • 2009 г. – диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук Керимова М.М. «Традиционная мусульманская культура России в условиях модернизации (философскокультурологический анализ)» при ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»;
  • 2010 г. – диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук Нанаевой Б.Б. «Социокультурные традиции в контексте становления и развития самосознания этноса» при Южном Федеральном университете;
  • 2011 г. – диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук Бетильмерзаевой М.М. «Ментальность в контексте культуры (философско-культурологический анализ)» при Южном Федеральном университете;
  • 2011 г. – диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук Буттаевой А.М. «Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты» в Южном Федеральном университете; Кандидатские:
  • 2007 г. – кандидатская диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук Абдулаева Э.С. «Синкретизм духовной культуры: взаимосвязь общего и особенного» при ГОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»;
  • 2007 г. – кандидатская диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук Солтамурадова М.Д. «Суфизм в культуре народов Северо-Восточного Кавказа (идейнофилософская эволюция)» при Южном федеральном университете;
  • 2007 г. – кандидатская диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук Ярычева Н.У. «Межпоколенческие отношения и конфликты в традиционной культуре чеченцев» при Белгородском государственном университете;
  • 2010 г. – кандидатская диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук Халадова Х.-А.С. «Особенности культурной социализации молодежи (на примере Чеченской Республики)» при Южном федеральном университете;
  • 2011 г. – кандидатская диссертация на соискание учёной степени кандидата политических наук Газиева В.З. «Геополитические процессы на Кавказе в условиях глобализации» при СевероКавказской академии государственной службы;
  • 2012 г. – кандидатская диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук Мирзаева С.Б. «Суфизм на Северо-Восточном Кавказе: причины возникновения, сущность и особенности» при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;
  • 2012 г. – кандидатская диссертация на соискание учёной степени кандидата политических наук Салгириева А.Р. «Политические элиты современной России как субъект управления политическими процессами (на материалах республик Северного Кавказа)» при Кубанском государственном университете;
  • 2012 г. – кандидатская диссертация на соискание учёной степени кандидата политических наук Шамсуева С.-Э.Х. «Политическое обеспечение информационной безопасности на Северном Кавказе» при Кубанском государственном университете;
  • 2013 г. – кандидатская диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук Мусаева Р.А. «Культурно-этнические модели формирования сознания молодежи: история и современность» в Южном федеральном университете;
  • 2021 г. – кандидатская диссертация на соискание учёной степени кандидата культурологии Мамдиевой М.Х. «Этнокультурные процессы в постсоветский период на Северном Кавказе в контексте исламского возрождения» на базе ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева», ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма» и др.
    Значительная часть получивших научные степени являются преподавателями ЧГУ им. А.А. Кадырова. Молодые учёные Чеченской Республики, Дагестана, Ставрополя, Армавира, Ростована-Дону, Краснодара, Москвы, Волгограда и т.д. получали творческие советы, научную поддержку от уважаемого академика В.Х. Акаева.
    Вклад В.Х. Акаева в российскую религиоведческую науку значителен, его основательные труды широко цитируется как в России, так и за рубежом. » 6 стр.
    4 стр. « В них осмыслены тенденции исламского и этнокультурного возрождения в глобальном и региональном проявлениях, процессы формирования общероссийской идентичности через взаимосвязь особенного и общего, анализируются различные формы проявления религиознополитического экстремизма и соответствующие меры противодействия. Эти общие вопросы востребованы не только в проблемном регионе, но в целом и в огромной стране, они получают конкретизацию в научных исследованиях его многочисленных учеников, коллег.
    В монографии «Политическое обеспечение информационной безопасности на Северном Кавказе» концептуализируются проблемы политического обеспечения информационной безопасности в условиях развития информационного общества. Характеризуются основные вызовы и угрозы безопасности в информационной сфере на Северном Кавказе и технологии противодействия им. Раскрыт потенциал формирования гражданской идентичности как условия обеспечения информационной безопасности на Юге России [21]. В монографии «Этнические особенности формирования духовной культуры и гражданского воспитания молодежи: история и современность» рассмотрены процессы формирования духовной культуры того или иного этноса, представляющего собой растянутый во времени и пространстве феномен, имеющий различные стадии развития от древности, античной культуры, где доминировали языческие верования, формировались монотеистические религии – иудаизм и христианство, а позже и ислам. Отмечается, что духовная культура основана на этнокультурных ценностях отдельных этносов. интересна авторская мысль, что процесс формирования духовной культуры человека не представляется возможным без учёта универсальных и локально-этнических аспектов, играющих важную роль в патриотическом и гражданском становлении и воспитании молодежи.
    Обобщение богатого эмпирического материала позволяет раскрыть особенности проявления этнических компонентов в становлении и развитии духовной культуры молодежи. Для этого используется материал, сопряженный с формированием духовности человека в период языческой культуры и в рамках сложившихся монотеистических религий.
    Обосновывается идея о том, что исторические этносы, продуцируя духовнокультурные ценности, направленные на решение внутриэтнических, внутригрупповых задач, например, воспитания подрастающих поколений, формирования гуманистических ценностей, создавали культуры, превратившиеся в универсальные системы.
    На основе опыта духовно-культурного, нравственного развития молодежи Чеченской Республики в работе раскрыта технология преодоления религиозного радикализма и экстремизма. Традиционные религиозные и культурные ценности чеченского этноса позволили активизировать деятельность представителей традиционного ислама (суфизма) с целью идейно-политического противостояния ваххабизму как нетрадиционного для региона исламского течения [22].
    Подготовлена монография по итогам международной научно-практической конференции «Россия и исламский мир: поиски ответа на глобализацию экстремистских движений», которая состоялась в Казани 17–18 ноября 2016 г. Предметом анализа монографии выступают проблемы религиозного экстремизма в современном мире. Глобализация усиливает взаимосвязи и взаимозависимости различных обществ и государств, а влияние религии на социально-политические процессы неуклонно возрастает. Основное внимание в работе уделено вызовам псевдоисламского экстремизма, в том числе идеологии и деятельности различных организаций радикального толка [23].
    Вахит Хумидович принимал и принимает участие во многих научных мероприятиях, «круглых столах», проходивших не только в Чеченской Республике и других регионах России, но и в США, Дании, Швеции, Норвегии, Польше, Азербайджане, Армении, Казахстане, Узбекистане и других государствах.
    В.Х. Акаев – автор более 400 научных и научно-методических работ, среди которых более 30 монографий и брошюр. В журналах, рецензируемых ВАК РФ, опубликовал более 50 статей, а в журналах, рецензируемых WoS и Scopus, – 16 статей. Приказом Министра науки и высшего образования Российской Федерации от 29.04.2022 г. № 422 Акаев В.Х. включен в состав экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по теологии.
    В настоящее время Вахит Хумидович работает в должности заведующего сектором философии и социологии Института гуманитарных исследований АН ЧР, главного научного сотрудника отдела гуманитарных исследований Комплексного научно-исследовательского института имени Х.И. Ибрагимова РАН.
    В 1992 г. избран членом-корреспондентом АН ЧР по направлению «Философские науки». 15 октября 2008 г. избран действительным членом (академиком) АН ЧР по направлению «Философские науки».
    В.Х. Акаев является соавтором разработки Концепции национальной политики Чеченской Республики (Указ Президента Чеченской Республики Р.А. Кадырова от 09.04.2007 г., № 110 «О Концепции национальной политики Чеченской Республики»).
    По проблемам государственной национальной политики в Российской Федерации им предложены причины обострения межнациональных отношений на Северном Кавказе и непоследовательной национальной политики в России. Поставлен вопрос о необходимости широкой дискуссии по проблемам выработки новой концепции национальной политики и совершенствованию федеративных отношений [24].
    Вахит Хумидович принимал активное участие при создании Научного общества кавказоведов, поддерживает и постоянно делится своими знаниями, жизнелюбием, чувством юмора и неисчерпаемым оптимизмом. Является талантливым исследователем, прекрасным организатором науки, высоко эрудированным человеком, прошедшим великолепную школу общения с ведущими философами учёными-кавказоведами, его кредо писать честно, объективно, креативно.
    Как отмечает В.Х. Акаев, только систематический, напряжённый интеллектуальный труд, ежедневное решение конкретных задач, неудовлетворенность достигнутыми результатами позволяет быть настоящим профессионалом.
    Вахит Хумидович имеет самый высокий рейтинг цитирования среди российских религиоведов, а среди 100 российских обществоведов он находится на 34 месте. Это прекрасный результат, достойный подражания и признания! И за этим кроется огромный научно-организационный и научно-исследовательский кропотливый ежедневный труд учёного.
    Данная статья является продолжением работ в рамках академического проекта Академии наук Чеченской Республики «История науки и техники» [25–34].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акаев В.Х. Единичное, особенное и общее в понимании истины. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. М., 2004. 145 с.
  2. Дзидзоев В.Д. Становление учёного (к 70-летию со дня рождения доктора философских наук, профессора Вахита Хумидовича Акаева) // Вестник Владикавказского научного центра. Т. 22. № 1. 2022. С. 84-85.
  3. Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. Грозный, 1994. 128 с.
  4. Акаев В.Х. Чеченский суфий Бамат-Гирей-Хаджи: жизнь и духовный путь // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2003. №3. С. 33-39.
  5. Акаев В.Х. Суфийская культура на Северном Кавказе: теоретические и практические аспекты. Грозный, 2011. (2-е издание, переработанное и дополненное). 208 с.
  6. Акаев В.Х. Исламское возрождение в Чеченской Республике. Грозный, 2011. 48 с.
  7. Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи Кишиев в духовной культуре чеченцев: основные вехи жизни, суть учения и его современное значение // Ислам в современном мире. 2016. 12(1). С. 95-108.
  8. Акаев В.Х. Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры. Грозный: Книжное издательство, 2020. 514 с.
  9. Акаев В.Х. Нравственно-религиозное учение чеченского суфия Кунта-Хаджи Кишиева // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1995. № 2. С. 27.
  10. Акаев В.Х., Магомедов С.С. Суфийские братства в Чечне, их взаимоотношения и участие в современной общественно-политической жизни // Научная мысль Кавказа. 1996. № 3.
  11. Акаев В.Х. Чечня. Суфийские братства и ваххабиты // Азия и Африка сегодня. 1998. № 6.
  12. Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе // Вестник Российской нации. 1999. № 127. С. 13.
  13. Акаев В.Х. Место суфизма в исламе // Россия и мусульманский мир. 2000. № 9. С. 95.
  14. Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи и Л.Н. Толстой: ненасилие и диалог культур. В сб.: Вузовская наука – народному хозяйству. Материалы региональной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: А.Д. Хамзаев, М.У. Умаров (ответственный редактор), Ш.Б. Ахмадов, Ш.А. Джамбеков (зам. ответственного редактора), С.Я. Юсупова, М.И. Халидов. 2003. С. 266-267. 100
  15. Акаев В.Х. Бамат-Гирей-Хаджи: жизнь и духовный путь // Таллам. 2017. № 1 (12). С. 94-101.
  16. Акаев В.Х. Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры. Диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук. Ростов н/Д, 2004. 390 с.
  17. Акаев В.Х., Абдулаева Э.С. Антропология. Учебно-методическое пособие. Грозный, 2012. 50 с.
  18. Акаев В.Х., Келигов М.Ю., Нанаева Б.Б. Нормативно-правовые и научно-методические основы противодействия экстремизму и терроризму. Учебно-методическое пособие. Грозный, 2018. 240 с.
  19. Акаев В.Х., Нанаева Б.Б. Религия в традиционной культуре чеченцев: миротворческие и толерантные отношения. Учебное пособие. Махачкала: Алеф, 2020. 38 с.
  20. Акаев В.Х., Денильханов С.А. Суфизм на Северном Кавказе. Учебное пособие. Нальчик, 2021. 136 с.
  21. Шамсуев М.-Э.Х., Акаев В.Х., Черноус В.В. Политическое обеспечение информационной безопасности на Северном Кавказе. М.-Ростов н/Д, 2014. 228 с.
  22. Акаев В.Х., Мусаев Р.А. Этнические особенности формирования духовной культуры и гражданского воспитания молодежи: история и современность: монография / отв. ред. В.В. Черноус // Южно-российское обозрение ЦСРИ и П ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН. Вып. 79. М.-Ростов н/Д: Социально-гуманитарные знания, 2013. 156 с.
  23. Вызовы религиозного экстремизма в глобализирующемся мире: коллективная монография / Казань: Фолиант, 2017. 231 с.
  24. Акаев В.Х. О необходимости разработки новой концепции национальной политики // Гуманитарий Юга России. 2012. № 1. С. 159-167.
  25. Керимов И.А., Магамадов С.С., Абумуслимов А.А. Любовь к отечеству (к 65-летию Гапурова Шахрудина Айдиевича) // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2016. № 1 (30). С. 54-61.
  26. Абумуслимов А.А., Астамирова М.А.-М., Хасанова М.И., Абумуслимова И.А., Чимаева Х.Р. Систематика высших растений Северного Кавказа в трудах члена-корреспондента АН ЧР М.А. Тайсумова // Вестник Академии наук Чеченской Республики, 2019. № 1 (44). С. 65-75.
  27. Абумуслимов А.А., Астамирова М.А.-М., Хасанова М.И., Абумуслимова И.А., Чимаева Х.Р. Вклад в ботаническую науку Северного Кавказа: к 60-летию М.А. Тайсумова // Таллам. 2019. № 1 (16). С. 16-22.
  28. Абумуслимов А.А., Гагаева З.Ш. Слово об известном учёном и педагоге (к 65-летию Ибрагима Ахмедовича Керимова) // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2020. № 4 (51). С. 69-73.
  29. Абумуслимов А.А., Тайсумов М.А., Хасанова М.И. Восхождение к вершинам науки: к 80-летию академика Мухади Умаровича Умарова // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2021. № 1 (52). С. 78-85.
  30. Абумуслимов А.А. Тернистый путь служения Отечеству: к юбилею Гапурова Шахрудина Айдиевича // Таллам. 2021. № 2 (23). С. 57-64.
  31. Абумуслимов А.А., Гайсултанова Т.А., Исраилова А.М.-А. Исследователь средневековой истории Кавказа: к 80-летию Х.А. Хизриева // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2021. № 3 (54). С. 71-75. DOI: 10.25744/vestnik.2021.54.3.012.
  32. Абумуслимов А.А., Гайсултанова Т.А., Исраилова А.М.-А. Вклад профессора М.Х. Багаева в развитие археологических исследований: к 80-летию учёного // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2021. № 4 (55). С. 61-68. DOI: 10.25744/vestnik.2022.55.4.009.
  33. Абумуслимов А.А., Гайсултанова Т.А., Исраилова А.М.-А. Къилбаседа кавказан историн Iилманна юкъа Iилманчо диллина дакъа (Хизриев Хьаьжин юбилейна) // Таллам. 2021. № 3 (24). С. 35-39.
  34. Абумуслимов А.А., Тайсумов М.А., Хасанова М.И. Талламхочун некъ: Умаров Iумаран Мохьадин 80 шо кхачарна // Таллам. 2021. № 3 (24). С. 29-34.

Гадаев В.Ю., Абумуслимов А.А., Гайсултанова Т.А.