Литературный час «Хозяин русской сцены»

Литературный час «Хозяин русской сцены»

13 апреля 2023 года в Аргунской модельной библиотеке, модернизированной по программе национального проекта «Культура» был проведен литературный час «Хозяин русской сцены». мероприятие было приурочено  200-летию  со дня рождения великого  русского драматурга  А.Н. Островского. 
«Цель нашего мероприятия: расширение и закрепление знаний о жизни и творчестве великого русского драматурга А.Н. Островского,  формирование представлений о многогранности его личности, понимание роли драматурга в создании русского национального театра», — отмечает библиотекарь.
Читатели модельки узнали о жизни и творческом наследии писателя.
«Александр Николаевич Островский родился и вырос в купеческом Замоскворечье, в семье судебного чиновника Николая Островского. Он, как его братья и сестра, получил домашнее образование, а затем Александр учился в Московской гимназии. Еще учась в гимназии, Островский увлекся театром. По воле отца Островский после гимназии поступает на юридический факультет, но не оканчивает его. Отец устраивает его в Московский Совестный суд, затем через два года он переходит в канцелярию Московского коммерческого суда.  Работа в московских судах, да и детство, проведённое в Замоскворечье, дали ему очень много материала, которые позже легли в основу его пьес», — рассказала ведущая. 

Вниманию школьников СОШ г.Аргун была представлена трансляция документального фильма, который повествует о том, почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья», где расположено Замоскворечье, чем был знаменит район Москвы, что там жили купцы, о том, что купеческое сословие — это самая активная часть населения, это были истинные представители России, о том, что они заботились о своей репутации, были верны купеческому слову, обычаи и традиции у них были домостроевские:За Москвой-рекой не живут своим умом, там на все есть правило и обычай, и каждый человек соображает свои действия с действиями других». Этот мир, мир купцов и мещан, впервые открыл читателю и зрителю Александр Николаевич Островский. В литературе до него не было раньше столько героев купцов.

«Когда мы изучаем его творчество в школе, то это как в замочную скважину глянули, а там – такой пласт материала, который, по сути, мы не знаем и не затрагиваем, за каждой драмой Островского стоит целый мир народной жизни, а его пьесы можно исследовать с разных сторон, например, чего только стоят фамилии его героев, что в его пьесах нет случайных имен и фамилий: тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне оправдывает своё имя, Дикой, Кабанова — грубый и свирепый нрав («Гроза»), что Самсон Силыч Большов — подчеркивается сила и мощь богатого купца, Лазарь – «петь Лазаря», что значит ныть, прибедняться, Подхалюзин – подхалим, втирается в доверие («Свои люди сочтемся»), Вожеватов — в значении развязный, беспардонный, Огудалова – от слова «огудать» — обмануть, надуть («Бесприданница»)», — рассказала библиотекарь в своем обзору у выставки.
Мероприятие сопровождалось презентацией видеосюжетов и с разбором его значимых пьес: «Гроза», «Бесприданница», «Свои люди – сочтемся».
Всего Александр Николаевич Островский написал 47 пьес (из них 30 посвящены родному городу Москве), 7 пьес — в соавторстве с другими драматургами, 22 пьесы он перевел с итальянского, испанского, французского, латинского языков.
«А. Н. Островского чтят не только как драматурга, но и как преобразователя русского театра. Театр – это его среда обитания, боль и страсть, это его творчество и вся жизнь вообще. Благодаря творчеству А.Н. Островского русский театр перестал нуждаться в подражании иностранным образцам, потому что появился свой богатый, насыщенный репертуар. «Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… у русского драматического искусства один только я. Я — всё: и академия, и меценат, и защита» — говорил он, и был прав.
Библиотекарь отметила, что сегодня вклад А. Островского в развитие отечественного театра переоценить невозможно.

Источник: Министерство культуры Чеченской Республики