Соавтор нового учебника по истории России рассказал об особенностях издания

Соавтор нового учебника по истории России рассказал об особенностях издания

Главная цель критиков нового пособия по истории для старшеклассников – воздействовать на эмоции широкой аудитории с целью формирования негативного отношения к учебнику, считает член Научного совета РВИО Юрий Никифоров.

Старшеклассники с 1 сентября будут учить историю по новому единому государственному учебнику. Юрий Никифоров, член авторского коллектива единого госучебника по истории, отмечает, что о его подготовке было известно уже давно, но лишь новость о его выходе вызвала всплеск откликов – как позитивных, так и негативных. Последние, по его мнению, основаны на принципе «не читал, но осуждаю».

– Прежде всего, сам факт создания и внедрения в систему образования нового учебника демагогически интерпретируется как принуждение к единомыслию, «навязывание молодым поколениям единственно возможного взгляда на историю». И, конечно, отвергается или ставится под сомнение необходимость включения в учебник материалов, отражающих позицию России по актуальным событиям современности, – подчеркивает Юрий Никифоров.

Он добавляет, что госучебник – это результат объединения и доработки двух лучших линеек, а над пособием трудились десятки профессионалов. Цель учебника при этом – научить школьников думать, анализировать и делать выводы. Ни одно историческое событие в книге не рассматривается с позиции «хорошо-плохо», акценты расставляет ученик и учитель.

Никифоров указывает на недобросовестность и заказной политический характер критики, о чем свидетельствует ее избирательность: прежде всего, она сосредоточена исключительно на содержании учебника «История России» для 11 класса (период 1945-2022 гг., включая раздел об СВО), при полном игнорировании содержания и самого факта существования учебников по «Всеобщей истории» (10-11 классы) и учебника по истории России для 10 класса (1914-1945 гг.).

– Претензии к содержанию учебника рассчитаны главным образом на некомпетентную аудиторию и излагаются в надрывно-эмоциональном ключе, их единственное назначение – служить инструментом психо-эмоционального воздействия, формирование негативного отношения к учебнику и к образовательной политике Российского государства, – подытожил член Научного совета РСВО, добавив, что объективную оценку новому госучебнику могут дать только педагоги.

В новом учебнике множество особенностей и нововведений, отличающих его от предыдущих изданий. К примеру, учебник создавался с учетом современных технологий: в нем содержаться QR-коды, ведущие на архивы, документы, сайты музеев и органов власти, фильмы и книги. Существует также и электронная версия, которая может использоваться не только для обучения в школе, но и для самообразования в любом возрасте.

Еще одним нововведением является уход от европоцентризма: повышенное внимание уделено истории стран Азии, Южной Америки и Африки. История России при этом синхронизирована со всеобщей историей.