Соблюдение законности в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерациис 15 по 17 марта 2024 года
Интервью заместителя начальника полиции по охране общественного порядка
Отдела МВД России по Курчалоевскому району подполковника полиции Х.Б. Хутуева
С 15 по 17 марта 2024 года во всех субъектах Российской Федерации пройдут выборы Президента Российской Федерации.
– Ханпаш Борсалиевич, приближаются выборы Президента Российской Федерации, поясните, пожалуйста, каковы основные цели и задачи, органов внутренних дел по Курчалоевскому району в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации.
– Среди задач, выполняемых органами внутренних дел по защите прав и свобод граждан Российской Федерации, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, российским законодательством на нас возложена обязанность по содействию избирательным комиссиям в реализации полномочий по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, охрана общественного порядка и безопасности граждан на избирательных участках, контроль соблюдения избирательного законодательства и прав избирателей в рамках предоставленных полиции полномочий.
За современную историю выборов в стране сложилась определенная практика конструктивного взаимодействия организаторов выборов с органами внутренних дел. В тоже время большой объем и разнообразие применяемых избирательных технологий, в том числе с использованием ресурсов Интернета, требует от избирательных комиссий и органов внутренних дел более решительных и наступательных действий по выявлению и пресечению нарушений избирательного законодательства в целях обеспечения эффективной защиты избирательных прав граждан. Сотрудники полиции оказывают активное содействие избирательным комиссиям в этом вопросе.
– Расскажите об основных направлениях деятельности органов внутренних дел по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий.
– В ходе подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации органы внутренних дел России в пределах своей компетенции содействуют избирательным комиссиям в:
- проведении проверок по представлениям избирательных комиссий о нарушениях избирательного законодательства, их пресечении, информируя комиссии о результатах;
- проверке достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей в подписных листах в поддержку кандидатов;
- пресечении противоречащей закону предвыборной агитации, предотвращении изготовления подложных и незаконных предвыборных агитационных материалов, их изъятии, установлении заказчиков, изготовителей, распространителей и источников оплаты;
- обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных массовых мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетов);
- осуществлении содействия членам избирательной комиссии в реализации их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;
- охране помещений избирательных комиссий и помещений для голосования, в которых находятся избирательные участки, сопровождении транспортных средств комиссий при перевозке избирательной документации;
– Проводится ли проверка достоверности сведений об избирателях и их подписей в подписных листах?
– Органы внутренних дел содействуют участковым избирательным комиссиям в проведении проверки соблюдения: - порядка сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов;
- достоверности подписей избирателей.
Сотрудникам полиции, оказывающим содействие избирательным комиссиям, необходимо знать, что в соответствии с пунктом 6 статьи 37 Федерального закона об основных гарантиях запрещается: - участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей;
- сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат;
- сбор подписей при оказании благотворительной помощи;
- принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписей.
На практике перечисленные запреты иногда нарушаются.
– Ханпаш Борсалиевич, несколько слов о содействии отдела в пресечении противоречащей закону предвыборной агитации.
– В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона об основных гарантиях граждан при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: - вручать им денежные средства, подарки, иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (сбор подписей, агитационную работу);
- производить вознаграждение избирателей, выполняющих указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования;
- проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов и значков, специально изготовленных для избирательной компании;
- предоставлять услуги безвозмездного или на льготных условиях, воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ;
- в период всей избирательной компании не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше зависит от голосования, результатов выборов, либо которые иным образом связаны с выборами.
Органы внутренних дел вправе в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «О полиции» принимать меры, установленные действующим законодательством, к лицам, нарушающим избирательное законодательство при проведении предвыборной агитации. Серьезным нарушением прав граждан на свободное волеизъявление является подкуп избирателей.
Подкуп избирателей, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, как и неправомерная благотворительная деятельность, являются основанием привлечения виновных к административной ответственности по статье 5.16 КоАП РФ.
Пресечение административных правонарушений как задача полиции, установленная статьей 2 Федерального Закона Российской Федерации «О полиции», состоит в принудительном прекращении административно-наказуемого деяния, недопущении возникновения их общественно опасных последствий. Например: изготовление или распространение агитационных материалов с нарушением требований закона влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 1 статьи 5.12 КоАП РФ на граждан.
– Ханпаш Борсалиевич, поясните, пожалуйста, полномочия органов внутренних дел по привлечению к ответственности за нарушение избирательных прав граждан.
– За нарушение законодательства о выборах устанавливается уголовная, административная либо иная ответственность в соответствии с федеральными законами Российской Федерации.
Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и законодательства о выборах регламентируются в Уголовном кодексе Российской Федерации статьями: - ст. 141 – Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий….;
- ст. 141.1 – Нарушение порядка финансирования избирательной компании кандидата, избирательного объединения….;
- ст. 142 – Фальсификация избирательных документов….;
- ст. 142.2 – Фальсификация итогов голосования…
Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях определяет целый ряд статей, по которым органы внутренних дел наделены компетенцией по составлению протоколов об административном правонарушении и привлекать правонарушителей к ответственности: - ст. 5.6 – Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума….;
- ст. 5.10 – Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено…;
- ст. 5.11 – Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено…;
- ст. 5.12 – изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства…;
- ст. 5.14 – умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов…;
- ст. 5.15 – Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права на пользование помещениями…;
- ст. 5.16 – Подкуп избирателей, участников референдума….;
- ст. 5.22 – Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня…;
- ст. 5.47 – Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах.
– Куда граждане могут обратиться по интересующим их вопросам?
– Уважаемые жители и гости Курчалоевского района, Вы можете обратиться лично к участковому уполномоченному полиции своего административного участка, а также в Дежурную часть ОМВД России по Курчалоевскому району по телефону: 8-8712-29-68-55 или по бесплатному телефону «021». В Отделе в круглосуточном режиме организована работа телефона горячей линии: 8-8712-29-68-57, по которому вы можете сообщить о нарушениях избирательного законодательства, нарушениях предвыборной агитации и прав избирателей.
Заместитель начальника полиции ОМВД
по Курчалоевскому району
подполковник полиции Х.Б. Хутуев