О генетическом родстве чеченских тайпов
с гребенскими и терскими казаками

О генетическом родстве чеченских тайповс гребенскими и терскими казаками

В народе на бытовом уровне муссируется мнение о происхождении тайпа гуной от терских казаков. На самом деле часть терских и гребенских казаков произошли от тайпа гуной. Автор попытался доказать свою версию родства терских и гребенских казаков с чеченским тайпом гуной на основе полевого и документального материала.
Термин «тайпа» нами используется в названии статьи и в ряде приводимых ниже документов, но он широкому кругу читателей мало известен. Это наталкивает нас на объяснение термина «тайпа» до изложения основного материала.
Сложилась оценка тайпа как патриархальной экзогамной группы людей, объединенных общим предком. Члены тайпа веками пользовались одинаковыми личными правами, были связаны кровным родством по отцовской линии. Синдром постоянной внешней угрозы и вторжения врага на «малую родину» предавал внешние стимулы соблюдения боевого равенства, беззаветной защите интересов семьи, рода. Характерно, что в XIXв. каждый чеченец, претендовавший на принадлежность к коренным тайпам Чечни, был обязан назвать не менее семи своих прямых предков по мужской линии, желательно с указанием мест их захоронения.
Последнее вполне объясняет особое отношение чеченцев к нерушимости мест вечного покоя предка.
Российско-чеченские взаимоотношения имеют не только добрососедскую, но и сложную и противоречивую историю. Не всегда они складывались просто. Бывали периоды, когда эти отношения носили дружеский, взаимовыгодный характер. Но бывали и моменты жестокого и кровавого противостояния России и Чечни. Большинство исследователей, изучающие историю русско-чеченских взаимоотношений, отмечают, что уже в XVI—XVIII веках устанавливаются прочные добрососедские связи чеченцев с гребенскими и терскими казаками. Русский исследователь И. Попко в 1880 году писал:
«Казаки держались в своих гребнях благодаря поддержке князей Нижней или Малой Кабарды, землю которых они прикрывали, и приятельским связям с маловоинственными и немусульманскими тогда соседними чеченскими обществами, из которых брали даже себе жён». [1. с. 5].
Находившийся долгое время среди терских и гребенских казаков и хорошо знавший чеченцев Л. Н. Толстой в повести «Казаки» писал: «Живя между чеченцами, казаки породнились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев…» [2. с. 250-251].
Нередкими были случаи, когда казаки, русские солдаты, крепостные крестьяне бежали в горские аулы, обзаводились хозяйством, женились на чеченках. В период Кавказской войны много русских солдат, перешедших на сторону имама Шамиля, служили в крепости Ведено, а после отставки оставались жить там же. Многие из них ассимилировались и оставались жить среди чеченцев навсегда. Учитывая, что таких случаев было довольно много, некоторая часть чеченских обывателей и даже отдельные историки полагают, что, возможно, какие-то чеченские тайпы формировались из подобного беглого люда. В связи с этим приводят в пример один из известнейших чеченских тайпов — гуной, который, по их мнению, якобы является потомками терско-гребенского казачества, предки которых обосновались в горах Ичкерии (Юго-Восточная часть горной Чечни), приняли ислам и «очеченились». Эту точку зрения иногда некритично повторяют и довольно серьёзные историки. Так, профессор Д.Ж. Гакаев в своей книге «Очерки политической истории Чечни» пишет:
«…тайпы подразделяются на исконно чеченские («чистые») и не вайнахского происхождения («нечистые»), ведущие своё начало от иноплеменников. К последним принято относить тайпа гуной, который ведёт свою родословную от терских казаков…» [3. с. 39].
Да, действительно, родственные связи между казаками и представителями тайпа гуной существовали. И этому есть множество примеров.
И. М. Попов, изучавший чеченцев ещё в XIX веке, писал: «Гуноевская фамилия в настоящее время считает родственниками гребенских казаков (Червлённая станица) и, наоборот, казаки эти не лишены родственных чувств к гуноевцам, что выражается перепиской между ними и предложением со стороны казаков материальных пособий в случае крайности их собратьев». (Для чеченцев не является секретом то, что многие сегодняшние тайпы берут свое начало от народов Дагестана, татар, евреев, украинцев, немцев, русских и др. народов России. И это их не должно абсолютно унижать.
Все эти тайпы очень уважаемы сегодня в Чечне) [4. с. 12].
Как считают авторитетные уч ные, профессор Н.П. Гриценко, Ш. Б. Ахмадов, Ш.Арсалиев, Л.Гарсаев, А.А.Манкиев и другие серьёзные исследователи проблемы, не гуноевцы являются потомками казаков, а наоборот, некоторые казачьи династии являются выходцами из чеченского тайпа гуной.
Н. П. Гриценко подчёркивает, что многие чеченцы жили среди русского населения. Бывали случаи, когда чеченцы покидали родные места и селились в казачьих станицах. Нередко случалось, что в казачьи станицы бежали по причине кровной мести или нежелания принять мусульманство.
Приняв православие и новую фамилию, такой человек с течением времени становился русским по обычаям и языку.
В станице Червлённой было очень много дворов под фамилией Гулаевых, далёкие предки которых вышли из чеченского тайпа гуной, родовое село которых — Гуни, находится в нынешнем Веденском районе.

Известный чеченский этнограф XIX века У.Лаудаев отмечал: «Действительно чеченцы уходили тогда к русским. Это подтверждают сами казаки Червленской и других станиц. До сих пор они не позабыли своих праотеческих селений и сами подтверждают, что происходят от чеченцев».
«Многие чеченцы, далёкие потомки беглых сородичей, давно потерявшие национальные черты, по-прежнему в станицах называются чеченцами, — пишет другой исследователь Б. А. Калоев. — К числу таких в станице Червлённой относятся Егоркины, Бусунгуровы, Титкины, в станице Гребенской — Закаевы, Костиковы». [5. с. 58].
Наши полевые материалы, собранные путём опроса старейшин села Гуни в 60-80-е годы XX века, также подтверждают версию происхождения некоторых казачьих династий станиц Червлённой и Гребенской из представителей чеченского тайпа гуной. Часть гуноевцев, отказавшись принять ислам, во второй половине XVII века переселились за Терек. Ислам в Северо-Кавказский регион стал проникать, как отмечают многие исследователи, в VII-VIII веках в связи с завоеваниями арабов.
Первыми ислам приняли народы Дагестана, перенявшие от арабов мазхаб имама аш-Шафии. Исламизацию Дагестана местные легенды приписывают арабскому наместнику Масламе, известному в народе как Абу-Муслим. Но процесс приобщения к мусульманской религии дагестанских народов растянулся по времени почти на целое тысячелетие. Первоначально ислам укрепился в Дербентском эмирате, откуда распространился на территорию Южного и Юго-Восточного Дагестана.
Позже всего принял ислам Западный Дагестан (XV век)». Как раз миссионеры из Западной части Дагестана начали пропагандировать ислам чеченцам, проживавшим в ближайших районах. По мнению учёных, эта религия начала проникать к чеченцам в XV веке. К середине XIX века большинство населения Чечни было обращено в ислам. Здесь, как и в Дагестане, распространилось суфийское братство накшбандия.
У. Лаудаев пишет, что его соплеменники (т.е. чеченцы) приняли ислам от соседних дагестанских народов. Мусульманство среди чеченцев начало распространяться в связи с активной деятельностью Термола, силой заставлявшего его принять.
Термол жестоко расправлялся с теми, кто отказывался принять ислам. «Не желавшие принять ислам не могли оставаться в стране, а потому во множестве уходили к русским, о чем свежи предания и поныне» [6. с. 29].
Окончательное же принятие ислама чеченцами, по мнению того же У. Лаудаева, произошло под воздействием другой известной личности по имени Берса-Шейх, деятельность которого приходится на период после «добровольной смерти Термола». По мнению У.Лаудаева, Берсак (Берса) «имел влияние в народе, его называли имамом и шайхом (святым)» [7. с. 29].
В отличие от Термола Берса-шейх не был столь жестоким при распространении ислама, его методы и формы скорее носили мирный характер, нежели насильственный, судя по преданию, Берса-шейх обладал даром предвидения будущего, что усиливало его авторитет.
Благодаря этому его качеству многие чеченцы, проживавшие на территории нынешнего Веденского и Ножай-юртовского районов, становились твердыми мусульманами.
Родоплеменные связи в Чечне были всегда сильны. И этот — фактор сыграл свою особую роль и при принятии ислама. Новую религию принимали или отвергали целыми тайпами. Исключением стал единственный тайп — гуной, который одним из последних среди чеченских (нохчмохкоевских) обществ принял ислам. Это было позволено им потому, что проповедником ислама был Берса-шейх, мать которого, рано овдовев, воспитывала сына среди своих однотейповцев в селе Гуни.
К середине XVII века все чеченские тайпы, которые окружали гуной, приняли ислам, а Берса-шейх терпеливо ждал, пока его родственники по материнской линии добровольно решат этот очень важный для них вопрос. Заставить их принять ислам силой, как это делалось в других сёлах, он не хотел. Не позволяли обычаи, которые предписывали особо уважительное отношение к родственникам матери. Но после долгих уговоров Берсы-шейха и его соратников большинство гуноевцев, за исключением нескольких семей, приняли ислам, с учетом сохранения своих основных адатов и традиций (Несмотря на то, что чеченцы уже несколько веков являются мусульманами, они не отказались даже от некоторых языческих обрядов.) Те, кто отказался принять ислам — (отказники).
«Отказники» после жарких дискуссий вынуждены была покинуть родные места. И эта часть рода во главе с Оьрза (имя старшего из «отказников») перешла реку Терек и обосновалась там. Это место впоследствии назвали поселением Оьрза (Оьрза-г1ала).
Русское название — станица Червлённая. Потомки Оьрза, естественно, «обрусели» и сегодня называют себя терскими казаками, хотя помнят, что они из рода гуной. Таким образом, действительно, часть терских и гребенских казаков ведут свою родословную от тайпа гуной, т.е. они являются потомками тайпа гуной.
Литература:

  1. И. Попко. Терские казаки с стародавних времен вып.1, СПБ, 1880
  2. Л.Н.Толстой. Собрание сочинений М.,1948. Т. 9
  3. Д.Ж. Гакаев. «Очерки политической истории Чечни. М.: Изд-во ЧКЦ, 1997.
  4. И.М.Попов. «Ичкерия» сборник сведений о кавказских горцах. Вып.IV.Тифлис,1870.
  5. У. Лаудаев. Чеченское племя. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. IV.Тифлис,1872.
    Literature:
    1 I. Popco “Terek Kozaks from the ancient times” Ed.1 SPB 1880
    2 L.N. Tolstoy “Collected works” M.,1948. T.9.
    3 D.D. Gakaev “Sketches of political history of Chechnya” M.: Ed. CHKTS 1997
    4 I.M. Popov “Ichkeriya” Compilation of Information a b o u t t h e C a u c a s i a n Highlanders. Ed. 4. Tiflis, 1870.
    5 U. Laudaev “the Chechen p r i d e . C o m p i l a t i o n o f Information about the Caucasian highlanders.” Tiflis, 1872.
  6. Ibid., p.29.
  7. Ibid., p.29.
    Мовсур ИБРАГИМОВ,
    доктор исторических наук,
    профессор